БЛОГ

Коллективное предложение белорусских кинематографистов

Предложение
по проекту Указа Президента Республики Беларусь
«О мерах по стимулированию кинематографии»


10 октября 2017 г. на правовом интернет-портале pravo.by был размещен проект Указа Президента Республики Беларусь «О мерах по стимулированию кинематографии» (далее – проект Указа) для общественного обсуждения. 13 октября 2017 г. по инициативе учреждения «Мастерская социального кино» состоялась встреча с представителями профессионального сообщества сферы кино в Беларуси для проведения общественного обсуждения проекта Указа. На встрече присутствовали представитель Министерства культуры Республики Беларусь, кинопроизводители, дистрибуторы, независимые авторы, журналисты, а также иные заинтересованные лица.


Присутствующие представители киносообщества выразили несогласие с положениями существующего проекта Указа, обратив внимание на то, что, если законодательный акт будет принят в такой редакции, он окажет негативное воздействие на развитие киноиндустрии в Беларуси, усугубит недоверие к Министерству культуры Беларуси и национальной киностудии «Беларусьфильм». Кроме того, название проекта Указа не соответствует его содержанию: в тексте проекта Указа представлены не меры стимулирования кинематографии, а меры по регулированию распределения бюджетных денежных средств (во избежание применения законодательства о государственных закупках) и поддержке национальной киностудии «Беларусьфильм».


В первую очередь необходимо определить, кто является субъектом поддержки, развития по данному проекту Указа, на кого именно направлены меры по стимулированию кинематографа и каким образом будет измеряться эффективность мер по стимулированию кинематографа. Также проект Указа не содержит должного понятийного аппарата, что может привести к разночтению положений будущего законодательного акта и трудностям в реализации на практике.


Статья 14 Конституции Республики Беларусь определяет, что государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе равенства перед законом, уважения их прав и интересов. Отношения в обществе строятся на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон. Право Министерства культуры Беларуси в одностороннем порядке расторгнуть договор, при этом переход исключительного права и имущественных прав Министерству культуры Республики Беларусь – это вопросы, подлежащие регулированию гражданским законодательством, которое основано на принципе равенства участников гражданских отношений.

Соответственно, предусматривая ответственность и санкции к одной стороне договора, должны предусматриваться аналогичные меры воздействия к другой стороне. При этом, наличие подобных односторонних мер, закреплённых не в гражданско-правовом договоре, а на уровне указа Президента, однозначно негативно скажется на желании иностранных продюсеров и компаний работать в рамках копродукции, в то время как копродукция – это важный потенциальный источник денежных средств для белорусского кинематографа.


В п. 2.4. проекта Указа запрещается показ (распространение) фильмов без государственной регистрации. Поскольку не определено понятие «показ (распространение)», любая демонстрация кинопродукции, даже закрытая (к примеру, показ фильма съёмочной группе) приобретает статус незаконного действия, что напрямую противоречит цели проекта Указа, а именно стимулированию кинематографии.


С точки зрения участников встречи недопустимо на уровне акта Президента Республики Беларусь навязывать обязательство кинокомпаний, получивших государственную поддержку, по приобретению услуг национальной киностудии «Беларусьфильм» (1.6.7 проекта Указа), поскольку это противоречит рыночным условиям и правилам честной конкуренции.


Конкуренция является основой рыночных отношений и развития экономики. Отсутствие конкуренции в любой сфере деятельности приводит к дисбалансу, установлению монополий и снижению качества продукта. Статьей 12 Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развития конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.


Соответственно, недопустимо наличие особых условий для национальной киностудии «Беларусьфильм» в сравнении с частными производителями и дистрибуторами по получению и расходованию денежных средств, получаемых производителем фильма (продюсером) от использования переданных на безвозмездной основе Министерством культуры Беларуси имущественных прав на фильм (п.1.8. проекта Указа).


Установленные жёсткие условия будут негативно сказываться на итоговом продукте, поскольку творческая свобода автора значительно ограничивается возможным вмешательством в его замысел, вплоть до изменения хронометража фильма (п.1.2.3, стр.8 проекта Указа).
В текущем проекте Указа не нашли отражение современные тенденции, которые есть не только в странах Европейского союза, но и в соседних для Беларуси странах (Украина, Россия), а именно стимулирование копродукции (через выделение денежных средств для реализации совместных проектов, налоговых возвратов), международное сотрудничество (участие в фондах и программах поддержки кинематографии), упрощение механизма согласования проведения съемочного процесса (отказ от применения норм законодательства о массовых мероприятиях), поддержка продвижения белорусских фильмов на международной арене (участие в фестивалях, кинорынках) как для государственной, так и для частной кинопродукции.


В целом необходимо отказаться от имеющегося подхода с разделением белорусской кинопродукции на государственные фильмы и частные фильмы, как, к примеру, в п. 6 проекта Указа.


Представленные и иные замечания не могут быть устранены при сохранении текущего текста проекта Указа. Требуется комплексный подход и разработка нового проекта Указа, с привлечением представителей иных государственных органов и кинообщественности.


Конституция Беларуси предусматривает необходимость обеспечения законного права граждан на участие в управлении делами государства. В соответствии с ч.2 ст. 8 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» по решению нормотворческого органа (должностного лица) проект нормативного правового акта может быть вынесен на публичное (всенародное, общественное или профессиональное) обсуждение. Принимая во внимание взаимное стремление киносообщества Беларуси и Министерства культуры Республики Беларусь к улучшению и совершенствованию правового регулирования сферы кино, предлагаем продлить срок общественного обсуждения на один месяц или вынести проект Указа на профессиональное обсуждение на один месяц. За это время от имени присутствующих будут разработаны и представлены общественности и Министерству культуры Республики Беларусь конкретные предложения по содержанию нового проекта Указа.

Надеемся на плодотворное сотрудничество! 

MSK logo black fond ru

пр-т. Дзержинского, 104, пом. 48

220116, г. Минск

m.sockino@gmail.com

info@sockino.by